Предлагаем вниманию потенциальных инвесторов информацию
Центра обслуживания инвесторов при АО "АСТАНА INNOVATIONS

010000, Республика Казахстан, г. Астана,
пр-т. Кабанбай батыра, д. 28
Тел. +7 (7172) 28-75-78

Опыт введения в действия режима свободных экономических зон на примере СЭЗ «Астана - Новый город»

В марте текущего года вступил в действие закон, нацеленный на создание дополнительных стимулов и снижение барьеров для инвестиций в специальные экономические зоны. Дальнейшее развитие СЭЗ в Казахстане позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику регионов и обеспечит высокую норму прибыли от производства в данных зонах.
Напомним, что Глава государства Нурсултан Назарбаев 21 июля 2011 года подписал закон «О специальных экономических зонах в РК», направленный на повышение эффективности управления и функционирования специальных экономических зон. Закон позволяет привлекать в специальные экономические зоны профессиональные управляющие компании. Кроме того, законодательно определен пакет налоговых льгот. А в 2013 году внесены новые изменения и дополнения.
На территории Казахстана действует 10 специальных экономических зон. Промышленно-производственные зоны - «Морпорт Актау», «Онтустик», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», в части индустриальной субзоны, «Сарыарка», «Павлодар», «Хоргос-Восточные ворота» и «Химический парк «Тараз». Сервисные - «Бурабай» и «Астана - новый город» в части строительной субзоны. Технико-внедренческая зона - «Парк инновационных технологий». И по поручению Главы Государства во всех регионах будут создаваться индустриальные зоны.
По состоянию на 29 июля 2013 года зарегистрировано 492 участников СЭЗ.
Согласно новым нормам законодательства, в частности, специальные экономические зоны также создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан и (или) негосударственных юридических лиц. Речь идет о СЭЗ, которые создаются для осуществления приоритетных и (или) вспомогательных видов деятельности. При этом земельные участки могут передаваться их собственниками управляющей компании во временное возмездное землепользование (аренду). Управляющая компания в свою очередь вправе передавать земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных и (или) вспомогательных видов деятельности, во временное возмездное вторичное землепользование (субаренду) участникам специальной экономической зоны или лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, в соответствии с договором временного возмездного вторичного землепользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона.
Можно предположить, что наше законодательство, регламентирующее работу и создание СЭЗ окажет стимулирующее воздействие на производство, позволит интегрировать товары во внутренний рынок, а также обеспечить дополнительные рабочие места. В результате в Казахстане ускоренное развитие получат современные высокопроизводительные, конкурентоспособные производства, будут привлечены дополнительные инвестиции и внедрены новые технологии.
К территории СЭЗ «Астана - новый город» отнесена территория промышленной зоны Астаны - Индустриальный парк. Инвесторы, разместившие на территории Индустриального парка высокотехнологичные производства, смогли воспользоваться установленными для СЭЗ преференциями и льготами. Территория Индустриального парка составляет 598 га. В настоящее время в Индустриальном парке города Астаны заявлено 48 проектов с объемом инвестиций до 179 млрд. тенге. При этом 11 предприятий запущено, среди них уже известные крупные проекты по выпуску локомотивов «GeneralElectric», пассажирские вагоны «Талго», электровозы «Alstom», вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг»». Также с конца 2010 года запущена производственная линия завода по выпуску железобетонных изделий «ТОО «АБК Максат», продукция которой ориентирована для развития гражданского строительства города за счет создания отечественного производства продукции строительной индустрии. Кроме того, организован выпуск собственных «сэндвич-панелей» - проект ТОО «Кровля НС».
Также планируются другие проекты по производству строительных материалов, производством медикаментов и продукции химической промышленности, ряд проектов машиностроительной отрасли и металлургии. Кроме того, предприятия на территории парка реализуют проекты по производству пищевых продуктов, электрического оборудования и выпуска мебели.
Сейчас общий объем привлеченных инвестиций на территорию специальной экономической зоны составил более 2 триллионов тенге, из них освоение составило 1,1 трлн. тенге, в том числе в 2012 году 125,3 млрд. тенге.
Назад

Будущее рядом

Главное направление предстоящей Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», которое, по мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, стало одним из конкурентных преимуществ при выборе столицы выставки, - «Энергия будущего». Тема действительно актуальна на фоне процессов изменения климата, связанных как с использованием «грязной энергетики», так и с различной деятельностью человека, а также с нерациональным использованием и истощением традиционных углеводородных запасов топлива. А государство, которое начинает заниматься технологиями будущего раньше других, вырвется вперед по многим сопутствующим показателям.
Выставки «ЭКСПО», которые имеют многолетнюю историю, проводятся для демонстрации технических и технологических достижений, а также истории, традиций и культуры стран-участниц. Они являются крупнейшими событиями, привлекая внимание всей мировой общественности и миллионов посетителей. Кроме того, выставки «ЭКСПО» служат местом для формирования новых тенденций экономического, социального, культурного развития.
В случае с Казахстаном, оказавшимся в мировом разделении труда в роли сырьевой базы и рынка сбыта продукции высокого передела, подобные проекты, даже отнимающие много средств и сил, могут стать лучшим решением. Ведь за три-четыре года можно обеспечить немалый технологический рывок в различных отраслях экономики, который позволит нашей стране подтягивать к этому уровню и другие направления.
Собственно, построение «города будущего» для выставки и форум по «энергетике будущего» - готовые кластеры, о которых мы успели позабыть. Как пишет директор Института опережающих исследований имени Шифферса Юрий Вячеславович Громыко, с точки зрения ВВП, кластеры являются не только механизмом перехода к новому техно-промышленному и социо-культурному укладу, но и способом формирования резервных систем развития: «Попытка втиснуть принципиально новое технологические решения в сложившуюся организационно-технологическую систему, или размножить старые технологические решения за счёт рынка ни к какому развитию не приведут. Они будут просто направлены на изничтожение небольшого накопившегося ресурса. И этот ресурс быстро кончится».
По словам российского ученого Громыко, создаваемые кластеры — зона дохода за пределами углеводородной отрасли. Основная идея формирования кластера состоит в том, чтобы создать на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов создать условия для перевооружения промышленности высоких переделов (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы - полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии) и тем самым подготовить комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений. Подобные решения, положенные в основу инвестиционных проектов, являются условием формирования зоны выгодных денежных вложений за рамками ресурсодобывающего сектора промышленности.
Это же касается новейших технологий в коммунальной сфере. Если Шанахай, столица ЭКСПО-2010, уже несколько лет эксплуатирует высокоскоростной маглев, поезд на электромагнитной подушке, развивающий 450 километров в час, то Астана готовит свои решения, пригодные для условий этого города - легкорельсовый транспорт и высокоскоростные автобусные маршруты.
Это уже рывок, который позволит привлечь интеллектуальные ресурсы и развить технологии дальше, как в плане прогресса, так и в плане продвижения других регионов страны.
Соединенное Королевство Великобритания также в текущем году начало реализовывать проект «города будущего» в столице Шотландии Глазго. Там будет улучшено качество основных услуг, которые оказываются жителям. Изменения затронут самые разные сферы, начиная от транспортной системы и заканчивая здравоохранением. Особое внимание будет уделено системам отопления в бедных кварталах, у жителей которых не хватает денег на оплату соответствующих услуг. Система видеонаблюдения в городе будет налажена таким образом, чтобы моментально выявлять дорожные происшествия. Специальное программное обеспечение и камеры также будут использоваться для обнаружения и предотвращения преступлений.Кроме того, будут созданы мобильные приложения, которые позволят сообщать муниципальным службам о ямах на дорогах или отсутствии мусорных баков. Появятся мобильные приложения, при помощи которых можно будет узнать, по расписанию ли едут автобусы и поезда. Кстати, подобные приложения уже функционируют в нескольких городах России.
Ожидается, что опыт Глазго будет распространен и на другие города. Уже сейчас Бирмингем, Сандерленд и Лондон начинают внедрять технологии, которые, по их мнению, соответствуют «умным городам».
Есть и более экзотические примеры. Готовясь к ЭКСПО-2017, представители правительства Казахстана и оргкомитета выставки изучают примеры экологических проектов. Так, семнадцати километрах от столицы Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби реализуется проект «города будущего» Масдар-сити, который инициирован правительством эмирата Абу-Даби в целях диверсификации источников энергии, развития энергосберегающих технологий, обучения собственных кадров в данной сфере. Таким образом, проект «Масдар» должен стать первым в мире городом, обеспечиваемым солнечной энергией, другими возобновляемыми источниками энергии и имеющий устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу, а также системой полной переработки отходов городской деятельности.
В Казахстане свой путь создания «города будущего». Каким он будет, пока решают специалисты. Но уже понятно, что футуристические картинки из фантастических фильмов могут реализоваться и в наших степях.
Назад

Государственно-частное партнерство: особенности Казахстанского опыта

Жомарт Абиесов, Председатель Правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»

По данным Всемирного банка, Казахстан признан страной с успешными реформами по улучшению условий для бизнеса и занял 49 место в рейтинге «DoingBusiness 2013». По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения мы занимаем одни из первых позиций в СНГ и опережаем ряд стран Восточной Европы. Это говорит о позитивной тенденции создания благоприятного инвестиционного климата в нашей стране. Одновременно, Казахстан проводит ряд инициатив по расширению мер государственной поддержки проектов ГЧП. В 2011 году на законодательном уровне была принята новая мера господдержки - компенсация инвестиционных затрат, с помощью которой инвестор может уже на этапе эксплуатации возмещать свои расходы на строительство. Это важная мотивация для инвестора, к тому же в чистом виде такого инструмента в мире не существует, можно сказать, что это казахстанское know-how. С 2012 года Министерство экономического развития и бюджетного планирования РК активно продвигает новые законодательные инициативы, которые позволят внедрить в казахстанскую практику такой вид господдержки как плата за доступность, «гарантия потребления». То есть сегодня государство уже гарантирует, что инвестор вернет свои затраты с конкретным расчетом на доходную часть.
В мировой практике успешно применяются более 20 видов контактов ГЧП. В этом вопросе Казахстан делает большой прорыв и расширяет поле для проектов ГЧП, внедряя такие базовые виды контрактов, как эксплуатация и управление, строительство-передача-лизинг, аренда, управление и содержание, эксплуатация и содержание, проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация. Различные вариации этих видов контрактов раскрывают широкий потенциал ГЧП в Казахстане. Это станет возможным уже в 2013 году с принятием законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственного - частного партнерства и расширение сфер их применения», который сейчас находится во втором чтении на рассмотрении депутатов Мажилиса Парламента. Законопроект направлен на создание правового поля для использования новых видов контрактов государственного - частного партнерства при реализации инвестиционных проектов в области науки, высоких технологий, социальном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также создания привлекательных условий для частного сектора для решения проблем в данных секторах, путем привлечения инвестиций, квалифицированных кадров и новых технологий.
Кроме того, предоставив частной компании право создания, реконструкции, эксплуатации объекта государственной собственности с использованием механизма государственного -частного партнерства, государство получит квалификацию, опыт, технологию и ноу-хау частного сектора, а также передачу части рисков по проекту частному сектору, развитие внутренних рынков капитала и банковского сектора.
Данные меры позволят наращивать инновационный потенциал взаимодействия государства, бизнеса и науки, будут содействовать развитию инфраструктуры и обеспечат доступ населению к более качественным услугам.
Принятие законопроекта повлияет на оценку возможностей развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан со стороны заинтересованных международных организаций, инвесторов, банков, рейтинговых агентств и позволит снизить риски финансирования в национальные проекты. В итоге, это направлено на снижение стоимости привлекаемого на внутренний рынок международного капитала.
Потребители и население получат выгоды от реализации данных законодательных изменений в виде оптимального соотношения «цена-качество», повышения качества товаров, работ, услуг, получаемых в результате реализации проектов государственного-частного партнерства, создания новых рабочих мест, что является актуальным не только во время экономического кризиса.
Для частного сектора будут созданы новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода, разделение рисков с государством, приобретение опыта управления крупными проектами, а также развитие частного предпринимательства.
Для инвестора реализация данных мер в законодательстве создаст новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники дохода, привлекательные условия для долгосрочных капиталоемких инвестиций.
Относительно сфер применения ГЧП, то, как и другим развивающимся странам, нам интересны масштабные инфраструктурные проекты, связанные со строительством автомобильных и железных дорог, газификацией, электроэнергетикой. Кроме того, с 2012 года сферы ГЧП дополнились здравоохранением и образованием, поскольку были сняты все ограничения на передачу объектов образования и медицины в концессию.
Сегодня мы рассматриваем ГЧП как инструмент для «умных» инвестиций. Для удобства инвесторов, а также в целях повышения качества работы ГЧП в Казахстане создается единая информационная платформа, которая будет работать с инвесторами по принципу «одного окна». Оператором этой платформы выступит Казахстанский центр ГЧП. У инвесторов с внедрением этого инструмента будет четкое понимание, где в нашей стране находится точка информационного входа и выхода по всем вопросам, касающимся ГЧП, начиная от потенциальных проектов по отраслям, консалтинга в области законодательного регулирования ГЧП в Казахстане, заканчивая информационным сопровождением участников конкурсных процедур.
Надо отметить, что в Казахстане наиболее быстрый механизм подготовки проектов ГЧП. Процедура длится полтора-два года. Для сравнения, в мировой практике такие процедуры занимают от 4 до 5 лет. Но учитывая, что речь идет о разработке долгосрочных проектов, срок реализации которых достигает 30 лет, а также с учетом стабильной прибыли в долгосрочном периоде, ожидание подготовки проекта в течение двух лет стоит того.
Как известно, 80% отечественной экономики - в секторе торговли, а удельный вес реального сектора, производства до сих пор составляет менее 30 %. Поэтому развитие механизмов ГЧП в Казахстане как никогда актуально, поскольку пользу от этой формы партнерства государства и бизнеса получают все члены общества. Когда инвестор в результате успешной реализации проекта возвращает назад вложенные средства - это и есть хороший бизнес.
Назад

Инвестируй и созидай!

Как остаться в истории...
Многие экономисты-практики приходят к выводу, что одним из важных механизмов мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью является государственно-частное партнерство (ГЧП). При использовании этого механизма в большинстве случаев имеются положительные результаты, повышается эффективность взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, растет качество предоставляемых услуг, более эффективно продвигается модернизация инфраструктур.
В российской практике ужеесть такие показательные примеры участия частного капитала в государственных и муниципальных проектах,какстроительство станции московского метро «Мякинино», строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, а также дороги Солнцево-Бутово-Видное. Также в Москве реализуются по схеме ГЧП проекты в сфере здравоохранения, которые охватывают поликлиники, больницы и санатории.
Однако самый яркий пример ГЧП в истории госуправления- Великобритания.После реформ премьер-министровМаргарет Тэтчер и Джона Мейджорас использованием этого механизма были реализованы проекты строительстваЕвротоннеля, станций лондонского метрополитена, новых железных дорог. При этом, помимо решения задачиповышения эффективности менеджмента проектов было решено использовать ГЧПв качествеальтернативного приватизации способа привлечения опыта, знаний и ресурсов частного бизнеса в сектор бюджетных услуг.В девяностые годы прошлого века была запущена программа «Частная финансовая инициатива», основная идея которой - привлечение фирм-исполнителей из частного сектора, которые были бы ответственны за полный жизненный цикл проектов на базе стандартизированных контрактов. В период с 1997 по 2003 год по такому механизму было реализовано 563 проекта общей стоимостью 35,5 млрд. фунтов, среди них: больницы, «обновленные» школы, транспортные проекты, пожарные и полицейские участки, объекты коммунального хозяйства, отдыха, культуры и жилищного строительства. По такой же схеме осуществляется модернизация лондонского метро. По данным британского правительства, подобные проекты обеспечивают 17 процентов экономии для бюджета страны.
Процесс пошел!
На казахстанской почве к принципу ГЧП относятся с осторожностью, поскольку возможность совместного бюджетного участия государства и отечественного частного сектора появилась недавно. С 2006 года функционирует закон «О концессиях», и в настоящее время законодательство РК включает порядка 35 законодательных документов, давших законодательную, институциональную и инфраструктурную поддержку механизмам ГЧП. На сегодня у нас законодательно закреплены две формы ГЧП - институциональная и контрактная.
Что интересно, в той же Великобритании отсутствует специальное законодательство о ГЧП, в повседневной практике достаточно договорной процедуры.
В настоящее время на республиканском уровне в Казахстане на стадии реализации находится такие концессионные проекты, как «строительство и эксплуатация железнодорожной линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск», «строительство и эксплуатация пассажирского терминала международного аэропорта г.Актау», «строительство и эксплуатация межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан - Актюбинская область», «строительство и эксплуатация газотурбинной электростанции в г. Кандыагаш Актюбинской области», «строительство и эксплуатация железнодорожной линии «Ералиево - Курык». Общий объем предполагаемых инвестиций в строительство данных объектов концессии составляет порядка 74 млрд.тенге.
Столичный бум
Сейчас акимат города Астаны по схеме ГЧП планирует реализовать сразу нескольких проектов. В их числе - проект строительства двух новых автовокзалов, которые разгрузят действующий автовокзал, обеспечат удобство выезда за город в нужном направлении, а также помогут разгрузить дороги города. Чрезвычайно интересен для загруженных улиц столицы проект создания скоростных автобусных сообщений, которые планируется осуществлять на специально выделенной полосе, что максимально позволит сократить время на проезд. Предполагается, что пассажиропоток при реализации проекта достигнет 370 тысяч человек в день.
Еще одно новшество - строительство 10 новых автопаркингов, оборудованных автоматизированной системой контроля доступа и оплаты за услуги.
В связи с постоянным ростом населения города, в том числе и за счет естественного прироста, запланировано строительство семи дошкольных учреждении с увеличением присутствия частного сектора конкуренции. Благодаря реализации этого принципа можно достичь роста конкуренции и повышения качества услуг в этой сфере.
При реализации данных проектов по схеме ГЧП с привлечением инвесторов позволит сэкономить средства местного бюджета на сумму порядка 64 млрд. тенге.
И, наконец, проект строительства врачебной амбулатории в поселке Железнодорожный. В настоящее время ведется активная работа по повышению информированности инвесторов о реализации ГЧП проектов. Одно из направлений уже нашло своего концессионера. Французская компания Vinci проявила заинтересованность в строительстве трех паркингов на левобережье города. С компанией уже прошли переговоры по разъяснению процедур реализации ГЧП проектов и подписан меморандум о сотрудничестве.
По словам акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, инвестируя в развитие Астаны, компании не только получат прибыль, но и войдут в историю, как созидатели новой столицы Казахстана.
Действительно, реализация столичных проектов не только выгодна, но и полезна в плане имиджа, особенно в свете постоянного роста авторитета Астаны на региональном и мировом уровне. Компаниям, которые построили школу, больницу, мост или выставочный комплекс, можно гордиться своим портфолио, вполне возможно, это даст право и на некоторое конкурсное преимущество в будущем.
Назад

Инвестиционная столица

Почти две трети капиталовложений в проекты Астаны привлекается частным бизнесом
Сегодня Астана больше чем любая другая центральноазиатская столица воплощает в себе принципы региона, привлекательного для деловых контактов и бизнеса. Город является географически удачно расположенным транспортным узлом железнодорожных и автомобильных сетей, а условия для ведения бизнеса все время изменяются к лучшему.
Технологии роста
Мир меняется, изменяется и геополитическая ситуация. Однако Казахстан, несмотря на все эти встряски уже больше двадцати лет строит оазис стабильности. Уже можно констатировать узнаваемость нашей страны за рубежом и желание иностранных компаний вести бизнес на ее территории. Инвестиционную привлекательностьобеспечивает политическая и социальная стабильность, предсказуемость власти и поддержка ее населением, а также система льгот и преференций иностранному капиталу, четкая система поддержки и защиты зарубежных инвестиций.
В рейтинге Ведения бизнеса, подготовленном в этом году Всемирным банком Казахстан вырос на 7 пунктов по сравнению с прошлогодней оценкой. При этом самые динамичные показатели – регистрация предприятий и кредитование. Более того, наша страна вошла в десятку стран, добившихся наибольших успехов сразу по нескольким показателям.
В соответствии с динамикой удобного ведения бизнеса растут и показатели инвестиционной активности. Более того, среди стран СНГ Казахстан лидирует по показателю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения и по их доле в валовом внутреннем продукте (ВВП). Более того, в период 2007-2009 гг. в условиях мирового финансового кризиса, когда мировые потоки ПИИ сократились практически в два раза, Казахстан привлек рекордные объемы ПИИ. Проведенные исследования показывают, что в настоящее время инвестиционная емкость РК имеет достаточный потенциал для роста. По словам министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Асета Исекешева, приток ПИИ может быть увеличен на 10 млрд. долларов США ежегодно через повышение конкурентоспособности экономики и более эффективное использование имеющегося потенциала страны. Для обеспечения роста конкурентоспособности экономики страны был разработан Национальный план по привлечению инвестиций в несырьевой сектор РК, который утвержден Постановлением Правительства РК в виде внесений изменений и дополнений в отраслевую Программу по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон (СЭЗ) и экспорта на 2010-2014гг.
К 2016 году Казахстан должен стать торговым, логистическим, деловым хабом всего Центрально-Азиатского региона.
Ядро развития
К 2017 году, времени проведения Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» Астана станет городом с диверсифицированной конкурентоспособной экономикой и привлекательной бизнес - средой. Уже сейчас здесь можно наблюдать процесс становления центра экономики будущего с высоким инновационным развитием и кадровым потенциалом. При этом имеются явные перспективы роста экономической активности и зоны интеграции страны с региональными и глобальными рынками. При этом город становится привлекательным для туристов, комфортным для проживания жителей и гостей столицы, с благоприятной окружающей средой.
Астана сегодня уже стала столицей инвестиционных проектов. Благодаря активной государственной поддержке города, его имиджа столицы мирового уровня, частный капитал устремился сюда. Сегодня почти 60% всех инвестиций, привлекаемых в экономику Астаны, представляют негосударственные инвестиции.
В целях повышения инвестиционной привлекательности города с 2001 года на территории столицы действует специальная экономическая зона «Астана - новый город», в которую входят новый административно-деловой центр и Индустриальный парк.
Сегодня на территории Индустриального парка, который является главным звеном СЭЗ, реализовано и планируется к реализации 46 проектов с объемом инвестиций до 170 млрд. тенге, из них 11 предприятий запущено, среди них уже известные крупные проекты по выпуску локомотивов «GeneralElectric», пассажирские вагоны «Talgo», электровозы «Alstom», вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг». В 2013 году здесь планируется реализация 8 проектов на сумму порядка 25 млрд. тенге, среди них аффинажный завод, выпуск электронно-оптических приборов, изделий из стекла и др.
При реализации промышленных производств, после ввода в эксплуатацию объекта, на территории СЭЗ «Астана - новый город» для участников предусмотрены различные виды льготы, такие как освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин и др.
Кроме того, реализация инвестиционных проектов в рамках Карты индустриализации положительно скажется на социально-экономическом развитии города Астаны. В Программе развития Астаны на 2011-2015 годы сделан прогноз: «Ввод новых производств к 2015 году предполагает привлечь в отрасль более 300 млрд.тенге, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет и будет способствовать увеличению валового внутреннего продукта столицы, а также позволит создать более 800 новых рабочих мест».
Вместе с тем, акимат города Астаны оказывает содействие по модернизации и техническому перевооружению существующих предприятий, а также поддерживает начинающих субъектов, в том числе и в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
На среднесрочный период для столицы обозначены приоритеты инновационного развития, расширения функций города как торгово-финансового, транспортно-логистического и туристско-рекреационного центра, что позволит стимулировать приток инвестиций и квалифицированных кадров.
Назад

Инвестиционный имидж столиц. Казахстан и Великобритания лидируют по показателю накопленных ПИИ к ВВП, что показывает их привлекательность для иностранных инвесторов за достаточно протяженный период времени

Роберт Абдуллин, Президент World Organization of Creditors

В современном мире экономическое развитие государства и - конечно - отдельных городов внутри государства, во многом зависит от наличия и степени внедрения организационных, технологических, продуктовых и прочих видов инноваций. Вследствие этого особое значение для каждого государства и каждого города имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - ведь в отличие от многих других видов инвестиций именно ПИИ несут в страну не только денежную компоненту, но и важнейшую в настоящее время - в особенности для развивающихся стран - инновационную составляющую.И, в последнее время особенно актуальным для многих развивающихся государств становится поступление вместе с иностранными инвестициями новейших производственных и управленческих технологий.
В преддверии VI Астанинского экономического форума аналитическая служба WOC провела сравнение политических и финансовых столиц некоторых стран мира по отдельным показателям. В частности, в качестве важных составляющих, определяющих инвестиционный климат, а, следовательно, во многом и инвестиционный имидж городов, были рассмотрены экономические показатели, показатели, характеризующие социальную сферу жизни каждого города, а также показатели, демонстрирующие текущую ситуацию с притоком иностранных инвестиций. Иногда - из-за отсутствия соответствующих данных по выбранным городам - в исследовании дополнительно рассматривались данные по соответствующим государствам.
В докладе были рассмотрены Москва, Киев, Астана, Минск, Баку, Лондон, Берлин, Париж, Вашингтон, Пекин, Алматы, являющегося крупнейшим в Казахстане как по ВРП, так и по численности населения, и Нью-Йорка, являющегося финансовой столицей Соединенных Штатов. Таким образом, в исследовании участвовали 12 городов - политических и финансовых центров выбранных для сравнения стран мира.

Прямые иностранные инвестиции в столицы
Город Приток ПИИ, млн. долл., 2011 ПИИ/ВРП, 2011
Астана 1 773 12,4%
Москва 3 998 1,2%
Киев 2 628 9,4%
Минск 12 227 89,5%

К сожалению, данные по привлеченным ПИИ доступны лишь для 4 из 12 рассмотренных городов, поэтому сравнить инвестиционную привлекательность каждого города с точки зрения иностранных инвесторов по этому показателю не представляется возможным. Однако, из доступных данных по притоку ПИИ 2011 года видно, что отношение ПИИ к ВРП составляет 1,2% для Москвы и почти 90% - для Минска. В Астане и Киеве показатель находится на сравнительно высоких уровнях 12,4%) и 9,4%, соответственно.
Лидерами по абсолютной величине притока ПИИ в 2009-2011 гг являются США и Китай, где в 2011 году уровень ПИИ достиг 227 млрд. долл. и 124 млрд. долл., соответственно. Отметим, что приток ПИИ в мире в 2011 году возрос по сравнению с годом ранее - до 1,6 трлн. долларов, однако, в 2012 году тенденция сменилась, и приток ПИИ сократился - на 18% до 1,31 трлн. долларов - до уровней, достигнутых в 2009 году. Восстановление объемов ПИИ в мире, начатое в 2010 и 2011 году, займет больше времени, чем ранее ожидалось экспертами. Вполне вероятно, что в 2013 и в 2014 году показатель продемонстрирует небольшой рост, но и этот сценарий скорее всего можно назвать оптимистичным.
Снижение объемов ПИИ в мире в 2012 году составило почти 300 млрд. долларов - и 90% от этой величины пришлись на развитые страны, включая Европу и США. Однако и в Европе прослеживались неоднозначные тенденции - если приток ПИИ в Германию значительно снизился, то во Франции и в Великобритании приток ПИИ возрос, хотя и не существенно.
Здесь необходимо отметить, что инвестиционный имидж формируется в зависимости от ряда факторов. Это, в частности, политическая составляющая, состояние экономики рассматриваемой территории, состояние социальной сферы и т.д. В то же время, важной составляющей в формировании инвестиционного имиджа является информационная компонента, и она, конечно, включает в себя информацию о предыдущем положительном или негативном опыте деятельности на данной территории других иностранных инвесторов.
Таким образом, если информация об объемах и направлении иностранных инвестиций, а также информация о результатах, полученных вследствие инвестирования отсутствует, это в значительной мере лишает потенциальных инвесторов возможности делать объективные выводы и принимать решения, и существует вероятность, что потоки тех иностранных средств, которые могли бы прийти в то или иное государство или в тот или иной город, из-за отсутствия доступной информации потекут туда, где такая информация присутствует.
В то же время, более показательным является отношение притока ПИИ к ВВП соответствующего государства. И здесь картина меняется. Данное отношение в 2009 и 2010 гг. является максимальным в Казахстане, достигнув 11,5% и 7,3%, соответственно. Отметим, что вторым государством по значению показателя в 2009 и 2010 гг. является Украина, но следует она за Казахстаном со значительным отрывом. В 2011 году уровень притока ПИИ по отношению к ВВП в Казахстане продолжил снижаться, достигнув 6,9%, тем не менее, вперед смогла вырваться только Беларусь, где в 2011 году приток ПИИ к ВВП составил 7,2%.
Представленные данные о притоке ПИИ говорят о высокой инвестиционной привлекательности Республики Казахстан, которая подкреплена, в том числе, экономическими показателями страны. Например, ВВП на душу населения в 2012 году возрос по сравнению с 2010 годом на 33% и составил, по данным МВФ, 12 021 долл., а в следующие 3 года, согласно прогнозам экспертов, возрастет еще на 36%!
Анализ отношения накопленных ПИИ к ВВП показывает привлекательность соответствующих государств для иностранных инвесторов за достаточно протяженный период времени. Казахстан и Великобритания лидируют в этом списке со значениями показателя в 2011 году, равными 50% и 49%, соответственно. Далее следуют Украина - 39% накопленных ПИИ по отношению к ВВП, и Франция - 35%. Это означает, что на протяжении, по крайней мере, последнего десятилетия, данные страны активно привлекают иностранных инвесторов, которые как вкладывают в данные государства свои денежные средства, так и обеспечивают необходимый приток инноваций.
Назад

Сердце Нового Шелкового пути

Новый Шелковый путь
Казахстан, располагаясь в самом сердце Евразийского континента, связывает крупнейшие рынки Китая, Европы, России, стран СНГ и обеспечивает транспортные маршруты в страны Центральной Азии и Персидского Залива. Это выгодно инвесторам, гарантирует им связь между производством и потребителями. Через Казахстан проходят крупнейшие трансконтинентальные маршруты «Север-Юг», «Запад-Восток», «Юго-Восточная Азия - Центрально-Азиатский регион».
Ожидается, что к 2020 году объем торговых операций между сопредельными с Казахстаном странами вырастет в полтора раза и достигнет 1 триллиона долларов. А в связи с ростом экономики Китая к 2020 году годовой объем внешней торговли между КНР и Европой составит 800 миллиардов долларов.
В результате реализации планов президента нашей страны, к 2020 году объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти почти в 2 раза с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн.
«Конкурентное преимущество проекта «Новый Шелковый Путь» будет основано на реализации «принципа 5С» - скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. В результате их территориальной и функциональной взаимоувязки должен возникнуть синергетический эффект. Именно это должно стать главным источником конкурентного преимущества «Нового Шелкового Пути» по примеру Дубая или Сингапура», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Между тем, конкурентные преимущества территориального развития города Астаны состоят в выгодном географическом местоположении, исторически сформировавшейся пространственной организации города как крупного транспортного узла, связывающего сетью автомобильных и железных дорог регионы страны и соседние государства. Сочетание этих качеств делает Астану в перспективе городом-лидером, концентрирующим в себе экономическую активность в прилегающих областях, и позволит выступить в роли локомотива для остальных территорий страны.
Старт-аповая площадка
Сегодня Астана стала эталоном, по мерке которого должны развиваться, и будут развиваться все города страны. Именно здесь впервые начали вводить элементы «умного города», отсюда начала свое развитие Новая промышленность Казахстана.
Столица предоставляет инвесторам все возможности для того, чтобы вместе строить город будущего. Помимо общереспубликанских преференций, законодательно введенных для частного бизнеса, входящего в новые проекты, Астана предоставляет комфортные условия для обеспечения задачи привлечения выгодных инвестиций.
В частности, по поручению президента Казахстана создана Специальная экономическая зона «Астана - новый город».
Здесь действует льготный правовой режим. Инвесторы освобождены от платы корпоративного подоходного налога, налога на имущество, земельного налога для собственников земельных участков и платы аренды за пользование земельными участками до 10 лет. Также предусмотрен возврат НДС поставщикам товаров, используемых при строительстве объектов на территории нового административно-делового центра СЭЗ «Астана - новый город».
На территории СЭЗ в работе находится 46 проектов с объемом инвестиций до 170 млрд. тенге, из них 11 предприятий запущено. Среди действующих производств - уже известные крупные проекты по выпуску локомотивов «GeneralElectric», пассажирские вагоны «Talgo», электровозы «Alstom», вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг». В этом году здесь планируется реализация 8 проектов на сумму порядка 25 млрд. тенге, среди них аффинажный завод, выпуск электронно-оптических приборов, изделий из стекла и др.
Кроме того, территория специальной экономической зоны рассматривается как территория, на которой действует режим свободной таможенной зоны, то есть инвесторы освобождены от оплаты таможенных пошлин при импорте товаров, материалов и оборудования.
Огромное внимание администрация города уделяет нетрадиционному пока направлению - государственно-частному партнерству. Сейчас прорабатываются несколько проектов, направленных на улучшение коммунальных условий столицы, в которые в ближайшее время будет привлечено небюджетное финансирование. В их числе - проект строительства двух новых автовокзалов, которые разгрузят действующий автовокзал, обеспечат удобство выезда за город в нужном направлении, а также помогут разгрузить дороги города. Чрезвычайно интересен для разгрузки улиц столицы проект создания скоростных автобусных сообщений, которые планируется осуществлять на специально выделенной полосе, что позволит максимально сократить время на проезд. Предполагается, что пассажиропоток при реализации проекта достигнет 370 тысяч человек в день. Еще одно новшество - строительство 10 новых автопаркингов, оборудованных автоматизированной системой контроля доступа и оплаты за услуги. В связи с постоянным ростом населения города, в том числе и за счет естественного прироста, запланировано строительство семи дошкольных учреждений. При этом есть все основания достичь роста конкуренции и повышения качества услуг в этой сфере благодаря увеличению присутствия в проектах частного сектора. И, наконец, актуален проект строительства врачебной амбулатории в поселке Железнодорожный.
При реализации данных проектов по схеме ГЧП с привлечением инвесторов позволит сэкономить средства местного бюджета на сумму порядка 64 млрд тенге.
В настоящее время ведется активная работа по повышению информированности инвесторов о реализации проектов, организованных по схеме ГЧП. Одно из направлений уже нашло своего концессионера. Французская компания Vinci проявила заинтересованность в строительстве трех паркингов на левобережье города.
Очевидно, что благоприятные условия для ведения бизнеса, созданные в Казахстане, будут с каждым годом привлекать все большее количество инвесторов. И тем более, приятно, что большинство новых начинаний в несырьевых отраслях стартовали именно в Астане.
Назад

Астана сегодня на деле, а не на словах стала столицей инвестиционных проектов

Как мы знаем, Астана сегодня на деле, а не на словах стала столицей инвестиционных проектов. Благодаря активной поддержке города, его имиджа столицы мирового уровня, он стал чрезвычайно привлекательным для ведения бизнеса. Сегодня почти 60% всех инвестиций, привлекаемых в экономику Астаны, представляют частный капитал.
Задачи привлечения выгодных инвестиций, в частности, решает созданная по поручению президента Нурсултана Назарбаева.
Специальная экономическая зона «Астана - Новый город».
Здесь действует льготный правовой режим. Инвесторы освобождены от платы корпоративного подоходного налога, налога на имущество, земельного налога для собственников земельных участков и платы аренды за пользование земельными участками до 10 лет. Также предусмотрен возврат НДС поставщикам товаров используемых при строительстве объектов на территории нового административно-делового центра СЭЗ «Астана - Новый город».
Кроме того, территория специальной экономической зоны рассматривается как территория, на которой действует режим свободной таможенной зоны, то есть инвесторы освобождены от платы таможенных пошлин при импорте товаров, материалов и оборудования.
Также, одним из таких инструментов являются меры государственной поддержки инвестиций, предусмотренные Законом Республики Казахстан «Об инвестициях», где предусмотрены инвестиционные преференции в виде государственного натурного гранта.
Кроме того, в рамках Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы существует комплекс институтов развития, оказывающих меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в рамках программ поддержки предпринимательства «Производительность - 2020», «Дорожная карта бизнеса - 2020», «Инвестор - 2020» и др.
Согласно данным органов статистики инвестиции в основной капитал за 2012 год составили 615,5 млрд. тенге, рост на 44,4 млрд. тенге (1,2%) к соответствующему периоду 2011 года.
В структуре инвестиций наблюдается положительная динамика за счет увеличения объема собственных средств предприятий на 16%, который занимают 60%) в общем объеме, а также снижение бюджетных средств на 13% и заемных средств на 22%».
60% в общем объеме инвестиций занимают собственные средства предприятий (354,9 млрд. тенге), в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост составил 15,6%, также отмечен рост в иностранных инвестициях, которые составили 3,5 млрд. тенге (рост в 5,6 раз, доля 1%, за 2011 год - 601,5 млн. тенге).
По бюджетным средствам снижение на 13% (200,6 млрд. тенге, доля - 30%) и заемным средствам снижение на 22%» (56,4млрд. тенге, доля - 10%). Сейчас общий объем привлеченных инвестиций на территорию специальной экономической зоны составил более 2 триллионов тенге, из них освоение составило 1,1 трлн. тенге, в том числе в 2012 году 125,3 млрд. тенге.
Непосредственно промышленные проекты реализуются на территории Индустриального парка, который является главным звеном СЭЗ. Так, на сегодняшний день всего реализовано и планируется к реализации 46 проектов с объемом инвестиций до 170 млрд. тенге, из них 11 предприятий запущено, среди них уже известные крупные проекты по выпуску локомотивов «GeneralElectric», пассажирские вагоны «Талго», электровозы «Alstom», вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг»».
В этом году здесь планируется реализация 8 проектов на сумму порядка 25 млрд. тенге, среди них аффинажный завод, выпуск электронно-оптических приборов, изделий из стекла и др.
Назад

Возвратиться на предыдущую страницу