ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОСТУПУ НА РЫНОК КАЗАХСТАНА

Как закреплено в Конституции Республики Казахстан: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности без каких-либо ограничений и разрешений, кроме тех видов деятельности, где требуется наличие специального разрешения – лицензии».
Между тем, в Казахстане, как и во многих странах, независимо от уровня их развития, существует проблема чрезмерного регулирования экономической деятельности. Сложные и непрозрачные процедуры, которым должны следовать предприниматели при создании и ведении бизнеса, служат самым серьезным препятствием экономическому росту. Эти процедуры увеличивают затраты на производство и издержки предпринимателей, ограничивают их доступ на рынок, сдерживают развитие бизнеса, ухудшают бизнес-среду и способствуют коррупции. Административные барьеры являются одной из причин появления теневого сектора экономики.
Основной задачей лицензирования предпринимательской деятельности является ограничение таких ее видов, которые могут либо сами по себе, либо при ее осуществлении в ненадлежащих условиях нарушить государственные интересы или интересы граждан. Законодательной основой предпринимательского лицензирования является Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года. В целях избежания коррупционных проявлений со стороны государственных органов лишение лицензии на определенный вид деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется только судебными органами за административный проступок, совершенный при осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением (статья 52 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
Тем не менее, несмотря на наличие указанного Закона, в Казахстане существует проблема чрезмерного регулирования экономической деятельности. В республике насчитывается свыше одной тысячи регулирующих предпринимательскую деятельность разрешительных документов. Сложные и непрозрачные процедуры, которым следуют предприниматели при создании и ведении бизнеса, служат препятствием экономическому росту.
В Республике Казахстан проблемным вопросом является то, что через разрешительную систему регулируется практически весь спектр экономической деятельности. Главой государства Н.А. Назарбаевым в своем послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года поручено Правительству Республики «в рамках административной реформы решительно снизить нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации».
В этой связи, по поручению Президента Республики Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 2008 года одобрена Концепция совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан на 2008 – 2011 годы, целями и задачами которой являются снижение административной нагрузки на бизнес и упрощение разрешительной системы.
Достижение указанных целей обеспечит широкий доступ предпринимателям к отдельным регулируемым видам деятельности, улучшение бизнес-среды.
В рамках указанной Концепции проводится работа по совершенствованию разрешительной системы путем определения перечня разрешительных документов законом, существенному сокращению числа разрешительных документов, упрощению требований и процедур их выдачи.
Задачами Концепции являются:
- проведение инвентаризации всех видов разрешительных документов;
- пересмотр и оптимизация разрешительных документов;
- выработка государственной политики в области лицензирования, сертификации и аккредитации, направленной на устранение существующих издержек бизнеса;
- упрощение разрешительных процедур и приведение данных процедур к международной практике путем предоставления непосредственного доступа к электронным услугам;
- обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов с общественными объединениями предпринимательства для достижения вышеуказанных целей;
- широкое использование альтернативных форм регулирования предпринимательской деятельности, таких как добровольная сертификация и аккредитация, страхование гражданско-правовой ответственности, регулирование посредством технических регламентов.
В результате предпринимаемых государством действий, можно ожидать, что лицензионно-разрешительный документооборот в Казахстане уменьшится.
Также установлено, что в Республике Казахстан принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и деятельность органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции.
К их числу относятся Законы «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 года», «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года, Указ Президента Республики Казахстана от 7 сентября 1999 года «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций» от 27 августа 1998 года, а также Приказы Генерального прокурора Республики Казахстан «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» от 21 ноября 2002 года и «Об утверждении Инструкции о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан» от 24 декабря 2009 года.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности могут осуществлять только государственные органы, обладающие надзорными или контрольными функциями. Кроме этого, круг данных органов существенно сократился.
С целью обеспечения свободы предпринимательской деятельности на законодательном уровне закреплены нормы, регулирующие вопросы, связанные с проведением государственного контроля в деятельности субъектов частного предпринимательства. Так, глава 8 Закона «О частном предпринимательстве» подробно определяет задачи и принципы государственного контроля, общий порядок проведения проверок, права и обязанности должностных лиц государственных органов, осуществляющих проверки, и субъектов частного предпринимательства при реализации государственного контроля. В приложении к этому Закону определены виды государственного контроля и надзора, а также дан перечень государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции.
Касаясь вопроса, связанного с осуществлением государственного контроля, субъектам частного предпринимательства следует знать, что государственные органы должны осуществлять контроль в полном соответствии с действующим законодательством, а принятие ими подзаконных нормативных актов по вопросам проведения проверок субъектов частного предпринимательства запрещено (пункт 4, статья 37).
Так, Законом Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах» предусмотрена государственная регистрация всех проводимых проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и субъектов частной предпринимательской деятельности (пункт 10, статьи 12).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан проверка деятельности субъектов частного предпринимательства может производиться только уполномоченным органом и на основании акта о назначении проверки.
Общий порядок организации и проведения проверок субъектов частного предпринимательства регламентируется ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве». При проведении проверок должностные лица государственных органов должны соблюдать действующее законодательство республики, права и законные интересы субъектов частного предпринимательства, не препятствовать их присутствию при проведении проверок, а в случае необходимости – давать разъяснения по вопросам, касающимся предмета проверки, не мешать при проверке установленному режиму работы. Должностным лицам запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки. Более подробный перечень прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за субъектами частного предпринимательства, определен статьей 38 Закона «О частном предпринимательстве».
В случае нарушения прав и законных интересов предпринимателя последний вправе обжаловать действия соответствующего органа и (или) должностного лица в вышестоящий государственный орган или в судебном порядке. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих государственный контроль, предусмотрен ст. 41 Закона «О частном предпринимательстве».
Таким образом, в рамках проводимой правовой и административной реформы, государством поставлена цель - снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации.

Возвратиться на предыдущую страницу