ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ

Казахстанское инвестиционное законодательство начинается с принятия первого законодательного акта в этой области – Закона «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990 года. Данный Закон установил правовой режим защиты инвестиций, а также ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов, что сыграло значительную роль в привлечении в экономику республики первых иностранных инвестиций. Следующим стал Закон «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года, представляющий своего рода «закон второго поколения». Изменения, которые в него были внесены, учитывали изменения политики государства по отношению к инвесторам, что диктовалось как экономическим развитием Республики Казахстан в целом, так и началом формирования в стране благоприятного инвестиционного климата.
С принятием Закона «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года инвестиционное законодательство получило свое дальнейшее развитие. Этот законодательный акт был призван регулировать отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в приоритетных секторах экономики, что дало мощный толчок к развитию производственной сферы.
Таким образом, Казахстан, являясь полноправным членом международного сообщества, создал реальные основы для взаимовыгодного сотрудничества с иностранными инвесторами.
Интеграция Республики Казахстан в мировой рынок сказалась и на развитии казахстанской законодательной базы на международном уровне. Казахстан вступил в ряд международных организаций, а также стал участником различных международных договоров и соглашений как двухстороннего, так и многостороннего характера. Это повлекло за собой имплементацию общепринятых международных принципов в национальное законодательство Казахстана.
Принятие Закона «Об инвестициях» 8 января 2003 года явилось очередным положительным фактором по формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению в экономику страны внешних финансовых ресурсов. Данный Закон предусматривает порядок предоставления инвестиционных преференций, условия предоставления инвестиционных преференций, требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций, заключение контракта, контроль за соблюдением условий контрактов и условия расторжения контракта.
Закон «Об инвестициях» состоит, по существу, из двух частей, которые раньше регулировались двумя отдельными вышеупомянутыми законодательными актами. Первая часть устанавливает правовой режим инвестиций, вторая содержит положения, регулирующие отношения по государственной поддержке инвестиций.
Принятый закон определяет инвестиции как все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также произведенные и полученные фиксированные активы в рамках договора концессии концессионером (правопреемником). Данное определение представляет собой достаточно широкий круг прав для инвестора и в то же время носит достаточно конкретный характер.
Вместо общего и широкого понятия объектов предпринимательской деятельности, ранее использовавшегося в действовавших законодательных актах, в закон вводятся только два вида объектов: уставной капитал и фиксированные активы. Это должно стимулировать развитие производственной сферы и оживить внутренний рынок Казахстана.
В соответствии с законодательством об инвестициях механизмом и инструментами обеспечения защиты прав и интересов инвестора являются следующие традиционные гарантии: гарантии правовой защиты деятельности инвесторов на территории Республики Казахстан, гарантии использования доходов, гласность в деятельности государственных органов, осуществление контроля и надзора только уполномоченными на то государственными контролирующими органами, которым такое право предоставлено законами Республики Казахстан, гарантии при национализации и реквизиции.
Помимо этого, согласно Закона инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством (пункт 2 статьи 4). В Гражданском кодексе Республики Казахстан проводится градация вреда, подлежащего возмещению:
- вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам (подлежит возмещению на основании решения суд, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт);
- вред, причиненный органами местного самоуправления и их должностными лицами (органы местного самоуправления отвечают за вред, причиненный их органами и должностными лицами, в судебном порядке);
- вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов в области административного управления (возмещается на общих основаниях за счет денег, находящихся в распоряжении этих органов) (статья 922 Гражданского кодекса Республики Казахстан).
Необходимо отметить, что в действующем инвестиционном законодательстве Казахстана отсутствует гарантия от изменения национального законодательства, что не является положительной стороной данного Закона. Однако пункт 3 статьи 4 указанного Закона гласит, что Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон.
Между тем, инвестиционные гарантии не распространяются на:
- изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу и (или) изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;
- изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.
То есть такая гарантия является весьма неустойчивой и нестабильной для инвесторов, поскольку это позволяет республике вносить практически любые изменения в национальное законодательство, оправдывая это целями, изложенными в подпункте 2 пункта 3 статьи 4 Закона.
Между тем, меры государственного стимулирования и поддержки инвестиций нашли свое отражение в Законе в виде предоставления инвестиционных преференций, то есть преимуществ адресного характера. Это освобождение от уплаты таможенных пошлин и предоставление государственных натурных грантов. Основным условием предоставления инвестиционных преференций является необходимость осуществления инвестиций в приоритетные сектора экономики, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.
В целях государственной поддержки инвестиций предоставляются таможенные льготы при условии импорта оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта.
Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта.
Помимо таможенных льгот закон предусматривает предоставление инвесторам государственных натурных грантов. Государственные натурные гранты предоставляются уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и (или) земельными ресурсами, а также местными исполнительными органами во временное безвозмездное пользование либо на праве временного безвозмездного землепользования с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование в случае выполнения инвестиционных обязательств в соответствии с контрактом.
Основанием для безвозмездной передачи предоставленного государственного натурного гранта в собственность или в землепользование является решение уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа принимается на основании результатов проверки.
В качестве государственных натурных грантов могут передаваться:
земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.
Оценка государственных натурных грантов осуществляется по их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.
В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.
Между тем, анализируя предыдущее инвестиционное законодательство Республики Казахстан, необходимо особо отметить, что ранее в Республике Казахстан был предусмотрен режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвестиций. В настоящее время в республике установлен режим усиленного государственного контроля и снижения объема и уровня гарантий, предоставляемых инвесторам.
На начальном этапе развития государственности Казахстан предоставлял иностранным инвесторам максимальные льготы и гарантии, которые способствовали привлечению крупных инвестиций. Однако по мере роста казахстанской экономики и усиления благополучия государство постепенно изменило политику режима наибольшего благоприятствования в инвестиционной сфере, сокращая предоставленные ранее льготы и гарантии.
Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 101-IV из Закона «Об инвестициях» исключена норма о предоставлении налоговых преференций (статья 16 Закона), которые предоставлялись следующим образом:
- по корпоративному подоходному налогу инвесторам, осуществляющим инвестиции в основные средства с целью создания новых или расширения и обновления действующих производств, было предоставлено право дополнительных вычетов из совокупного годового дохода стоимости вводимых в эксплуатацию основных средств равными долями в зависимости от срока действия преференций;
- по налогу на имущество, в соответствии с которым, инвесторы были освобождены от уплаты налога в отношении основных средств, вновь введенных в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств;
- по земельному налогу инвесторы были освобождены от уплаты налога по тем земельным участкам, которые были приобретены либо использованы для реализации инвестиционного проекта.
Такая тенденция, прежде всего, обусловлена желанием государства восстановить контроль над ранее бывшими в государственной собственности объектами, имеющими стратегическое значение для развития экономики Казахстана и обеспечения национальной безопасности.
Данные изменения в политике Казахстана не являются новеллой, поскольку аналогичные тенденции, получившие наименование «ресурсный» или «сырьевой национализм», в последние годы наблюдается во многих странах мира, что в большинстве случаев также обосновывается защитой национальных интересов, стратегических отраслей экономики, безопасности и суверенитета государства.

 

Возвратиться на предыдущую страницу