НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ

Налогообложение в Казахстане регулируется Кодексом Республики Казахстан, подписанным Президентом республики 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2011 г.) и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Налоговый кодекс Республики Казахстан устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию налоговых органов по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы,
способы обжалования их решений, а также действий (бездействий) их должностных лиц.
В соответствии с разделом 3 статьей 55 Особенной части Налогового кодекса «Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги, акцизы, сборы и платы, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.
К налогам относятся:
- корпоративный подоходный налог;
- индивидуальный подоходный налог;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- рентный налог на экспорт;
- специальные платежи и налоги недропользователей;
- социальный налог;
- налог на транспортные средства;
- земельный налог;
- налог на имущество;
- налог на игорный бизнес;
- фиксированный налог;
- единый земельный налог.
Сборы включают в себя:
- регистрационные сборы;
- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
- сбор с аукционов;
- лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
- сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
Платы взимаются:
- за пользование земельными участками;
- за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
- за эмиссии в окружающую среду;
- за пользование животным миром;
- за лесные пользования;
- за использование особо охраняемых природных территорий;
- за использование радиочастотного спектра;
- за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
- за пользование судоходными водными путями;
- за размещение наружной (визуальной) рекламы.
К обязательным платежам в бюджет также относятся государственная пошлина и консульский сбор.
В свою очередь, налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз.
Все физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками по налоговому законодательству Республики Казахстан, в том числе иностранные лица - нерезиденты, должны зарегистрироваться в налоговых органах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Отсутствие государственной регистрации в качестве налогоплательщика и, как следствие, неуплата налогов могут повлечь административную и уголовную ответственность.
Казахстанское законодательство признает нерезидентами всех физических и юридических лиц, которые не обладают признакам резидентов, установленным статьей 189 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Статус резидентства определяет основные принципы, в соответствии с которыми компанией или лицом уплачиваются налоги на территории Республики Казахстан.
Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, уплачивают налоги с доходов, полученных из источников за пределами Республики Казахстан только с тех доходов, которые связаны с деятельностью такого постоянного учреждения.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, подлежат налоговой регистрации в Республике Казахстан.
Остальные нерезиденты не подлежат налоговой регистрации.
В настоящее время казахстанское законодательство предоставляет следующие варианты осуществления предпринимательской деятельности в Казахстане для иностранных юридических лиц:
- иностранное предприятие - юридическое лицо созданное в соответствии с казахстанским законодательством и на территории Казахстана, полностью принадлежащее иностранному инвестору (учредитель или все учредители - иностранцы и (или) иностранные юридические лица);
- совместное предприятие - юридическое лицо, созданное в соответствии с казахстанским законодательством и на территории Казахстана, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному гражданину (гражданам) и (или) иностранному юридическому лицу (юридическим лицам), а часть казахстанскому гражданину (гражданам) и (или) юридическому лицу (юридическим лицам);
- филиал или представительство иностранного юридического лица - обособленное структурное подразделение иностранной организации, находящееся на территории Казахстана.
Предприятию, зарегистрированному на территории другого государства, также не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью на территории Казахстана. В этом случае оно должно встать на налоговый учет по месту осуществления деятельности, постоянного учреждения или имущества.
Нерезидентами признаются также иностранцы и лица без гражданства, которые обладают признаками резидента, в случае если с соответствующим государством имеется международный договор об избежании двойного налогообложения.
Постоянное учреждение нерезидента в Республике Казахстан - это в соответствии со статьей 191 Налогового кодекса его постоянное место предпринимательской деятельности в Казахстане, в том числе через уполномоченное лицо. В частности к постоянному учреждению нерезидента относятся:
- любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой, поставкой товаров;
- любое место управления;
- любое место осуществления деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
- любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной деятельности), связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
- любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и (или) обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
- любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.
Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для этих целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней в пределах любого последовательного 12-месячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов.
Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан при:
- проведении страхования или перестрахования рисков в Республике Казахстан через уполномоченное лицо;
- реализации товаров с определенного места на территории Республики Казахстан;
- проведении выставок в Республике Казахстан, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более 10 дней;
- открытии филиала или представительства, за исключением представительства, осуществляющего деятельность подготовительного и вспомогательного характера.
Осуществление нерезидентом на территории Республики Казахстан деятельности подготовительного и вспомогательного характера, отличающейся от основной (обычной) деятельности нерезидента, не приводит к образованию постоянного учреждения, если такая деятельность длится не более трех лет. При этом деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна осуществляться для самого нерезидента, а не для других (третьих) лиц. К подготовительной и вспомогательной деятельности относятся:
- использование любого места исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих нерезиденту, до начала их реализации;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров без их реализации;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых нерезидентом, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этого нерезидента.

Деятельность через агента (посредника)

Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через независимого агента (брокера, независимого посредника), действующего на основании договора поручения, комиссии, консигнации или другого аналогичного договора), не рассматривается как образующий постоянное учреждение.
Под независимым агентом понимается лицо, которое отвечает одновременно следующим условиям:
- не уполномочено заключать контракты от имени нерезидента;
- действует в рамках своей основной (обычной) деятельности и является как юридически, так и экономически независимым от нерезидента;
- несет предпринимательский риск в силу того, что оно осуществляет деятельность самостоятельно.

Деятельность через зависимого агента

Если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через зависимого агента (физическое или юридическое лицо), то такой нерезидент будет рассматриваться как имеющий постоянное учреждение в связи с любой деятельностью, которую зависимый агент осуществляет для этого нерезидента. При этом зависимый агент должен отвечать одновременно следующим условиям:
- не являться независимым агентом;
- иметь право на основании договорных отношений представлять его интересы в Республике Казахстан, действовать и заключать от его имени контракты (договоры, соглашения);
- его деятельность не должна ограничиваться видами деятельности, носящими подготовительный и вспомогательный характер.

Дочерняя организация нерезидента

Дочерняя организация юридического лица-нерезидента, созданная в соответствии с законодательством Республики Казахстан, рассматривается как постоянное учреждение юридического лица-нерезидента, если между дочерней организацией и юридическим лицом-нерезидентом возникают отношения, отвечающие положениям о зависимом агенте. В иных случаях дочерняя организация юридического лица-нерезидента не рассматривается как постоянное учреждение юридического лица-нерезидента.

Нерезидент, предоставляющий иностранный персонал

Нерезидент, оказывающий услуги по предоставлению иностранного персонала для работы на территории Республики Казахстан иному юридическому лицу, в том числе нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, не образует постоянного учреждения по таким услугам в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
- если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах юридического лица, которому он предоставлен;
- нерезидент, оказывающий услуги по предоставлению иностранного персонала, не несет ответственности за результаты работы такого персонала, выполняемой в Республике Казахстан;
- доход нерезидента от оказания услуг по предоставлению иностранного персонала определяется с учетом времени выполнения таким персоналом своих обязанностей от имени и в интересах юридического лица, которому он предоставлен, и не должен превышать десять процентов от общей суммы затрат нерезидента по предоставлению такого персонала.
Для подтверждения общей суммы затрат на оказание таких услуг, включая доходы иностранного персонала, нерезидент обязан представить получателю услуг копии учетной документации.
При невыполнении вышеуказанных условий такие услуги нерезидента приводят к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан.
Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе в установленном порядке.
Деятельность нерезидента образует постоянное учреждение при наличии рассмотренных признаков независимо от отсутствия регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика в налоговых органах или учетной регистрации в органах юстиции.
Датой начала осуществления деятельности нерезидентом в Республике Казахстан в целях налогообложения признается дата:
- заключения одного из следующих контракта (договора, соглашения) на:
- выполнение работ, оказание услуг в Республике Казахстан;
- предоставление полномочий на совершение от его имени действий в Республике Казахстан;
- приобретение товаров в Республике Казахстан в целях реализации, осуществление совместной деятельности (участие в простом товариществе) в Республике Казахстан;
- приобретение работ, услуг в целях осуществления деятельности в Республике Казахстан;
- заключения первого трудового договора или иного договора гражданско-правового характера с физическим лицом в Республике Казахстан либо дата прибытия в Республику Казахстан работника для выполнения условий контракта, указанного в предыдущих подпунктах.
Дата начала деятельности нерезидента в Республике Казахстан определяет момент, когда у него возникает обязанность зарегистрироваться в качестве налогоплательщика.

Возвратиться на предыдущую страницу