Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II
О регулировании торговой деятельности
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.01.2011 г.)

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4)
Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности (статьи 5 - 9)
Глава 3. Внутренняя торговля (статьи 10 - 14)
Глава 3-1. Содействие развитию внутренней торговли (статьи 14-1 - 14-2)
Глава 4. Внешнеторговая деятельность (статьи 15 - 22)
Глава 5. Иные виды торговли (статьи 23 - 30)
Глава 6. Требования к субъектам торговой деятельности и товарам (статьи 31 - 32-1)
Глава 7. Заключительные положения (статьи 33 - 36)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере торговой деятельности, устанавливает принципы и организационные основы ее государственного регулирования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) количественные ограничения вывоза и (или) ввоза - меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые могут быть введены путем установления квот;
2) пороговое значение розничных цен на социально значимые продовольственные товары - допустимый уровень розничных цен, устанавливаемый в целях недопущения необоснованного роста цен, удержания инфляции в допустимых пределах и обеспечения макроэкономической стабильности в стране, до которого субъект торговой деятельности вправе определить розничные цены на социально значимые продовольственные товары;
3) розничная торговля - предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
4) внутриквотная ставка таможенных пошлин - размер (величина) ввозной таможенной пошлины, устанавливаемый на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;
5) внеквотная ставка таможенных пошлин - размер (величина) ввозной таможенной пошлины, устанавливаемый на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;
6) оптовая торговля - предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
7) общественное питание - предпринимательская деятельность, связанная с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания;
8) разрешение - разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторгового договора (контракта) в соответствии с настоящим Законом;
9) торговая площадь - площадь торгового объекта, занятая специальным оборудованием, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
10) торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов с суммарной торговой площадью не менее двух тысяч квадратных метров, которые находятся под общим управлением и (или) используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;
11) торговая деятельность - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, направленная на осуществление купли-продажи товаров;
12) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере торговой деятельности;
13) субъект торговой деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, торговую деятельность;
14) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, автоматизированное устройство или транспортное средство, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
15) торговая политика - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых государственными органами для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом;
16) внешняя торговля (далее - внешнеторговая деятельность) - торговая деятельность, связанная с вывозом из Республики Казахстан и (или) ввозом товаров в Республику Казахстан;
17) тарифная квота - мера регулирования ввоза на территорию Республики Казахстан отдельных видов товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению с действующей ставкой ввозной таможенной пошлины;
18) товар - любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена;
19) исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров - право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении отдельных видов товаров, предоставляемое на основе лицензии, которая выдается уполномоченным органом;
20) наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров - временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров;
21) крупный торговый объект - торговый объект с торговой площадью не менее двух тысяч квадратных метров;
22) внутренняя торговля - торговая деятельность, осуществляемая на территории Республики Казахстан;
23) развитие экспорта - комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках государственной политики в Республике Казахстан, направленных на создание условий, стимулирующих развитие способности отечественных производителей экспортировать товары;
24) институциональная система развития и продвижения экспорта - комплекс мер, направленных на продвижение обработанных отечественных товаров на внешние рынки;
25) экономические инструменты развития и продвижения экспорта - сервисная поддержка экспорта и возмещение части затрат экспортеров по продвижению обработанных отечественных товаров на внешние рынки;
26) Национальная организация по развитию и продвижению экспорта - юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерного общества для реализации государственных мер по развитию и продвижению экспорта обработанных отечественных товаров;
27) продвижение экспорта - комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках государственной политики за пределами Республики Казахстан, направленных на содействие вхождению экспортеров Республики Казахстан на внешние рынки;
28) сервисная поддержка экспорта - комплекс мер, направленных на развитие и продвижение обработанных отечественных товаров на внешние рынки.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели и принципы регулирования торговой деятельности
1. Целями регулирования торговой деятельности являются:
1) удовлетворение потребностей населения в товарах и развитие торговой инфраструктуры;
2) организация торгового обслуживания и общественного питания;
3) содействие развитию и совершенствованию торговой деятельности в Республике Казахстан;
4) обеспечение условий для интеграции Республики Казахстан в мировую систему торговли;
5) повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках.
2. Основными принципами регулирования торговой деятельности являются:
1) равенство прав субъектов торговой деятельности;
2) невмешательство государственных органов в торговую деятельность, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан;
3) поддержка свободного и добросовестного предпринимательства;
4) защита отечественных товаропроизводителей;
5) обеспечение качественного торгового обслуживания;
6) свободный выбор вида торговой деятельности и возможность ее осуществления субъектами торговой деятельности;
7) единство торговой политики как составной части государственной экономической политики Республики Казахстан;
8) обеспечение в равной мере защиты прав и законных интересов потребителей, субъектов торговой деятельности и государства.

Статья 4. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на всех субъектов торговой деятельности.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по обороту отдельных видов товаров, которые регулируются иными законодательными актами Республики Казахстан.
Осуществление торговой деятельности такими товарами в части, не урегулированной этими законодательными актами Республики Казахстан, регулируется нормами настоящего Закона.

Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности

Статья 5. Формы и методы государственного регулирования торговой деятельности
1. Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) определение порядка осуществления торговой деятельности;
2) определение условий перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, совпадающую с Государственной границей Республики Казахстан;
3) стимулирование развития торговой деятельности;
4) государственный контроль и надзор в области торговой деятельности;
5) сертификация.
2. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
3) приостановление продажи и (или) запрет на продажу товаров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
5) участие в международных экономических санкциях.

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) проводит единую государственную торговую политику;
2) утверждает программы государственной торговой политики;
3) принимает меры по защите внутреннего рынка Республики Казахстан;
4) принимает меры таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
5) принимает меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) утверждает правила внутренней торговли;
7) утверждает минимальные нормативы обеспеченности населения торговой площадью;
8) осуществляет сотрудничество и взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями в области торговой деятельности и открытие торговых представительств Республики Казахстан за рубежом;
9) принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений в области торговой деятельности;
10) определяет уполномоченный орган;
11) утверждает правила возмещения части затрат экспортеров по продвижению обработанных отечественных товаров на внешние рынки;
12) утверждает перечень обработанных отечественных товаров, по которым частично возмещаются затраты экспортеров по их продвижению на внешние рынки;
13) утверждает порядок установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них;
14) утверждает пороговые значения розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
15) утверждает размер предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
16) выполняет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности;
2) разрабатывает предложения и подготавливает заключения по применению мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
3) разрабатывает предложения по развитию торговой деятельности, а также созданию благоприятных условий для производства и продажи товаров;
4) разрабатывает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области регулирования торговой деятельности;
5) координирует деятельность центральных исполнительных органов и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в области тортовой деятельности;
6) ведет мониторинг торговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) разрабатывает минимальные нормативы обеспеченности населения торговой площадью;
8) анализирует и изучает предложения физических и юридических лиц с целью совершенствования торговых отношений;
9) инициирует, участвует и организует проведение республиканских и международных выставок и ярмарок;
10) выступает от имени Правительства Республики Казахстан на переговорах с международными торговыми организациями;
11) осуществляет лицензирование экспорта и импорта отдельных товаров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
12) осуществляет мониторинг посредством анализа информации по выданным сертификатам о происхождении товара, предоставляемой ежеквартально территориальными торгово-промышленными палатами, а также мониторинг выдачи сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, определения статуса товара таможенного союза и (или) иностранного товара уполномоченным органом (организацией);
13) проводит макроэкономический анализ в целях определения пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и целесообразности установления размера предельно допустимых розничных цен на них;
14) разрабатывает предложения по установлению размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары и определению на ежегодной основе пороговых значений цен на них;
15) разрабатывает порядок установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них;
16) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 7-1. Компетенция уполномоченного органа в области регулирования индустриальной политики
Уполномоченный орган в области регулирования индустриальной политики:
1) разрабатывает правила возмещения части затрат экспортеров по продвижению обработанных отечественных товаров на внешние рынки;
2) разрабатывает перечень обработанных отечественных товаров, по которым частично возмещаются затраты экспортеров по их продвижению на внешние рынки;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения
Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения:
1) обеспечивают проведение государственной торговой политики;
2) осуществляют в пределах своей компетенции регулирование деятельности субъектов торговой деятельности;
3) разрабатывают меры по созданию условий, благоприятствующих торговой деятельности в соответствующих административно-территориальных единицах;
4) разрабатывают предложения по минимальным нормативам обеспеченности населения торговой площадью;
5) разрабатывают и реализуют меры по достижению минимального норматива обеспеченности населения торговой площадью;
6) осуществляют организацию выставок и ярмарок;
7) осуществляют государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Статья 9. Ценообразование в сфере торговой деятельности
1. Цены на товары определяются субъектами торговой деятельности самостоятельно, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, и случаев, когда по требованию поставщика заключается договор поставки продовольственных товаров, в котором по соглашению сторон устанавливается размер предельной торговой надбавки.
При заключении договоров поставки социально значимых продовольственных товаров размер предельной торговой надбавки должен быть установлен в обязательном порядке. Сделка, совершенная с нарушением данного требования, недействительна.
2. В случае превышения пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары на территории области, города республиканского значения, столицы Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать размер предельно допустимых розничных цен на них на территории области, города республиканского значения, столицы на срок не более чем девяносто календарных дней.
При превышении размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары, устанавливаемых в соответствии с частью первой настоящего пункта, субъект торговой деятельности несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Глава 3. Внутренняя торговля

Статья 10. Объекты и виды внутренней торговли
1. К объектам внутренней торговли относятся торговые объекты и объекты общественного питания.
2. К торговым объектам относятся:
1) автомат - автоматизированное устройство, предназначенное для продажи товаров;
2) выносной прилавок - легко возводимое перевозное или переносное торговое место, располагаемое на специально определенном месте;
3) автолавка - оснащенное торговым оборудованием специализированное автотранспортное средство;
4) палатка - легко возводимое строение из сборно-разборных конструкций, оснащенное торговым оборудованием и располагаемое на специально определенном месте;
5) киоск - оснащенное торговым оборудованием некапитальное переносное строение, не имеющее торгового зала, установленное на специально отведенном земельном участке;
6) магазин - капитальное стационарное строение или его часть, обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
7) торговый дом - капитальное стационарное строение, в котором расположена совокупность торговых объектов и объектов общественного питания, управляемых как единое целое, предназначенное для торговой деятельности и обеспеченное торговыми, административно-бытовыми и складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории;
8) торговый рынок - обособленный имущественный комплекс с централизацией функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, действующий на постоянной основе, изолированный от прилегающей территории, предназначенный для торговой деятельности и обеспеченный площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории.
Правила организации деятельности торговых рынков, их типы, категории и требования к ним утверждаются Правительством Республики Казахстан.
3. Объекты общественного питания подразделяются на следующие категории:
1) ресторан - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
2) кафе - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд несложного приготовления, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
3) бар - объект общественного питания и отдыха, предлагающий потребителям закуски, десерты и кондитерские изделия, а также алкогольную продукцию;
4) столовая - объект общественного питания с самостоятельным обслуживанием потребителей.
4. Специализация торгового объекта определяется его собственником по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. К видам внутренней торговли относятся оптовая и розничная торговля, общественное питание и иные, установленные настоящим Законом виды торговли.
6. Порядок и требования к осуществлению оптовой, розничной торговли и общественного питания, а также к объектам внутренней торговли устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Оптовая торговля
1. Оптовая торговля осуществляется в специализированных или смешанных, при наличии обособленных мест, отделенных от мест осуществления розничной торговли, магазинах, торговых домах и рынках.
2. При осуществлении оптовой торговли собственники торговых объектов обязаны обеспечить требования нормативных правовых актов Республики Казахстан и нормативных документов, а также необходимые условия для транспортировки, хранения и продажи товаров.

Статья 12. Розничная торговля
1. Розничная торговля осуществляется через магазины, торговые дома, рынки и автоматы, киоски, автолавки, палатки, выносные прилавки.
2. При розничной продаже каждая единица товара должна быть упакована, расфасована, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан или договором либо не вытекает из природы самого товара.
3. Выставление товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и тому подобное) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цены и другие существенные условия договора купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
4. Розничная торговля вне торговых мест путем сетевого маркетинга, общественных распространителей, продажи по почте и другими способами регулируется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Статья 13. Общественное питание
1. Объекты общественного питания осуществляют производство, переработку, реализацию и организацию потребления собственной продукции, а также других продовольственных товаров.
2. Предоставление посетителям меню в объектах общественного питания признается предложением (публичной офертой) на заключение договора розничной купли-продажи товаров общественного питания, указанных в меню.
3. Общие требования к осуществлению деятельности объектов общественного питания по категориям, установленным пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона, определяются Правительством Республики Казахстан.

Статья 14. Договор купли-продажи в торговой деятельности
1. Порядок и условия заключения договора купли-продажи, а также права и обязанности продавцов и покупателей определяются в соответствии с Гражданским кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
2. Если законодательными актами Республики Казахстан установлено ограничение по возрасту потребителя при продаже каких-либо товаров, то продавец обязан отказать в продаже, если он не предъявил документы, подтверждающие его возраст.
3. Договор оптовой купли-продажи товаров является разновидностью договора поставки, при которой субъекты торговой деятельности реализуют товары с торговых объектов.

Глава 3-1. Содействие развитию внутренней торговли

Статья 14-1. Поддержка торговой деятельности местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения
1. Поддержка торговой деятельности местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
1) разработки и реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры;
2) развития и совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли, формирования рынка труда на профессиональной основе;
3) применения мер экономического стимулирования субъектов торговой деятельности, в том числе осуществляющих торговлю продовольственными товарами отечественного производства;
4) развития электронной торговли;
5) развития приграничной торговли;
6) развития отечественных торговых сетей.
2. Мероприятия, направленные на развитие внутренней торговли, разрабатываются с учетом утвержденных Правительством Республики Казахстан минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью.

Статья 14-2.
Нормирование обеспеченности населения торговыми площадями
1. Утвержденные Правительством Республики Казахстан минимальные нормативы обеспеченности населения торговой площадью должны учитываться при разработке комплексных схем градостроительного планирования территорий регионов (проекта районной планировки), генеральных планов населенных пунктов.
2. Уполномоченный орган разрабатывает минимальные нормативы обеспеченности населения торговой площадью с учетом предложений местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.
3. При разработке минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью должны учитываться категории населенных пунктов, структура и плотность населения в населенном пункте.

Глава 4. Внешнеторговая деятельность

Статья 15. Государственные меры по развитию внешнеторговой деятельности
Государственными мерами по развитию внешнеторговой деятельности являются:
1) обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
2) организация торговых выставок, ярмарок и иных мероприятий, способствующих развитию внешнеторговой деятельности;
3) обеспечение построения и функционирования институциональной системы развития и продвижения экспорта;
4) применение экономических инструментов развития и продвижения экспорта;
5) реализация иных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 15-1. Цели и задача Национальной организации по развитию и продвижению экспорта
1. Целями деятельности Национальной организации по развитию и продвижению экспорта являются:
1) построение институциональной системы развития и продвижения экспорта;
2) развитие экспортной способности отечественных товаропроизводителей.
2. Задачей Национальной организации по развитию и продвижению экспорта является реализация экономических инструментов развития и продвижения экспорта.

Статья 16. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
1. К мерам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности относится применение:
1) таможенных пошлин;
2) тарифных льгот;
3) тарифных преференций;
4) тарифных квот.
2. Основными целями таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на территорию Республики Казахстан;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на территорию Республики Казахстан;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Казахстан;
4) защита экономики Республики Казахстан от неблагоприятного воздействия импортируемых товаров;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;
6) обеспечение продовольственной безопасности страны.

Статья 16-1. Тарифные квоты
1. Тарифные квоты на ввоз отдельных видов товаров устанавливаются Правительством Республики Казахстан в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Республики Казахстан, а также в целях содействия развитию международной торговли.
Правительство Республики Казахстан определяет объем, метод, порядок распределения и распределяет тарифную квоту между участниками внешнеторговой деятельности.
Срок действия тарифной квоты определяется Правительством Республики Казахстан.
2. Внутриквотные ставки таможенных пошлин и внеквотные ставки таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, в отношении ввоза которых применяются тарифные квоты, устанавливаются в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
3. Ввоз товаров на территорию Республики Казахстан в рамках тарифных квот для внутреннего потребления осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом.
Выдача лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности, которым выделены квоты.
Порядок и сроки выдачи лицензий определяются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

Статья 17. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
1. К мерам нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:
1) запрет вывоза и (или) ввоза отдельных товаров;
2) количественные ограничения вывоза и (или) ввоза отдельных товаров;
3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) лицензирование в сфере внешнеторговой деятельности;
5) наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
6) участие в выполнении международных экономических санкций;
7) технические, фармацевтические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, экологические стандарты, нормы и требования, контроль за качеством ввозимых товаров.
2. В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих интересы Республики Казахстан, а также в случае невыполнения им принятых в соответствии с международным договором обязательств перед Республикой Казахстан Правительство Республики Казахстан после проведения консультаций и процедур, установленных международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, в пределах, необходимых для эффективной защиты интересов Республики Казахстан, вправе в качестве ответной меры применить меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Статья 18. Запреты и количественные ограничения вывоза и (или) ввоза отдельных товаров
1. Запреты вывоза и (или) ввоза отдельных товаров вводятся Правительством Республики Казахстан исходя из необходимости:
1) соблюдения правопорядка;
2) охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды;
3) сохранения культурного наследия народа Республики Казахстан;
4) защиты культурных ценностей и объектов национального культурного достояния от незаконного вывоза и (или) ввоза;
5) предотвращения истощения невосполнимых природных ресурсов с одновременным ограничением их внутреннего производства и потребления;
6) обеспечения национальной безопасности;
7) выполнения международных обязательств;
8) обеспечения продовольственной безопасности страны.
2. Количественные ограничения вывоза и (или) ввоза отдельных товаров вводятся Правительством Республики Казахстан исходя из необходимости:
1) обеспечения национальной безопасности;
2) выполнения международных обязательств;
3) защиты внутреннего рынка;
4) введения ответных мер на применение дискриминационных ограничений другими государствами в отношении отечественных товаров.
3. Количественные ограничения вывоза и (или) ввоза отдельных товаров вводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляются путем лицензирования.
4. Запреты и количественные ограничения вывоза отдельных товаров вводятся Правительством Республики Казахстан для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка.
Заключение уполномоченного органа о необходимости применения запрета и количественного ограничения вывоза отдельных товаров должно содержать:
наименование товара и его код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
информацию, подтверждающую необходимость введения запрета и количественного ограничения вывоза отдельного товара, основанную на анализе товарных остатков в регионе, государственных резервов при их наличии, объемов производства, импорта, экспорта и потребления;
сведения о поставщиках товаров, идентификационные признаки товаров, известные способы транспортировки, иную информацию, позволяющую выявлять товар, в отношении которого предлагается ввести запрет и количественное ограничение вывоза;
размер квоты - для введения количественного ограничения вывоза отдельных товаров.
5. Распределение количественных ограничений вывоза и (или) ввоза отдельных товаров осуществляется Правительством Республики Казахстан.

Статья 18-1. Условия и порядок выдачи разрешений
1. Разрешения выдаются без ограничения всем заявителям.
2. Для получения разрешения заявитель представляет в уполномоченный орган проект разрешения установленного образца в одном экземпляре на бумажном носителе и его электронную копию.
3. Разрешение выдается в течение трех рабочих дней со дня подачи проекта разрешения.
4. Срок действия разрешения ограничивается календарным годом, в котором выдано разрешение.
5. Внесение изменений в выданное разрешение не допускается.
6. Выданное разрешение не подлежит переоформлению на других заявителей.
7. В случае утраты разрешения уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней по письменному обращению заявителя выдает дубликат разрешения.

Статья 19. Участие Республики Казахстан в международных экономических санкциях
Участие Республики Казахстан в международных экономических санкциях в отношении одного или ряда государств, порядок введения в действие этих санкций определяются законодательством Республики Казахстан.

Статья 20. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
1. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования.
2. Перечень отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, утверждается Правительством Республики Казахстан.
3. Лицензии на осуществление экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, в отношении которых вводится исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, выдаются субъектам торговой деятельности, определенным Правительством Республики Казахстан, которые обязаны совершать операции по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Статья 21. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений.

Статья 22. Применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров
Условия и порядок применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер определяются законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Иные виды торговли

Статья 23. Аукционная торговля
1. Аукционная торговля по продаже товаров осуществляется путем проведения публичных торгов.
Стартовая цена может определяться исходя из рыночной стоимости товара на момент проведения торгов продавцом, конечная цена определяется покупателем в результате проведения торгов.
2. Порядок проведения аукционной торговли регулируется гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 24. Комиссионная торговля
Комиссионная торговля осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Торговля по заказам
1. Торговля по заказам осуществляется путем предоставления продавцом сведений на основе рекламы и иных способов распространения информации о товарах.
Продажа товаров по заказу может осуществляться также наборными (стандартными) посылками. Наборные (стандартные) посылки могут включать комплекты товаров различного назначения.
2. Торговля по заказам осуществляется посредством передачи и (или) приема заказов субъектами торговой деятельности непосредственно у покупателя, в местах выездной торговли, посредством телефонного или почтового заказа.
3. Цена услуги по приему и выполнению заказа, порядок оплаты, срок доставки определяются договором.
4. Доставка товара в пределах населенного пункта осуществляется нарочно, доставка товаров из других мест может осуществляться также посредством заключения договора с транспортной или почтовой организацией. В случае доставки товаров из другого населенного пункта получение расчета за товар, а также оплата услуг транспортной или почтовой организации осуществляются агентом продавца.
5. В случае отказа заказчика от принятия заказа, выполненного без нарушений условий договора, заказчик обязан возместить продавцу стоимость услуг по транспортировке товара к заказчику и обратно.

Статья 26. Приграничная торговля
1. Приграничная торговля осуществляется физическими и юридическими лицами на приграничной территории Республики Казахстан и соответствующей приграничной территории сопредельного государства.
2. Порядок осуществления приграничной торговли определяется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, а также условиями, определенными международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, с сопредельными государствами.

Статья 27. Выездная торговля
1. Выездная торговля осуществляется для удовлетворения потребительских нужд в товарах, отсутствующих на соответствующей территории, либо в случае отсутствия торговых объектов на данной территории.
2. Субъекты торговой деятельности осуществляют выездную торговлю в специально отведенных местах, определенных местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.
3. Выездная торговля осуществляется с автолавок и (или) палаток.

Статья 28. Выставочно-ярмарочная деятельность
1. Выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется путем организации выставок и ярмарок с целью изучения конъюнктуры рынка, содействия в организации купли-продажи товаров, заключения договоров и установления новых торговых связей. Выставочно-ярмарочная деятельность связана с демонстрацией образцов товаров.
2. В случае проведения местными исполнительными органами, физическими или юридическими лицами выставок и ярмарок, носящих статус международного и республиканского значения, их проведение осуществляется путем предварительного согласования концепции проведения выставок и ярмарок с уполномоченным органом. В концепции проведения выставок и ярмарок должны содержаться сведения о предполагаемых организационных и финансовых ресурсах и потенциальных участниках.

Статья 29. Электронная торговля
1. Электронная торговля осуществляется путем заключения торговых сделок на основе соглашения (договора) участников электронной торговли на куплю-продажу товаров с использованием электронных средств связи.
2. Защита прав и законных интересов участников электронной торговли осуществляется в порядке, предусмотренном для субъектов торговой деятельности.
3. Порядок осуществления электронной торговли определяется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Статья 30. Биржевая торговля товарами
Биржевая торговля осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

Глава 6. Требования к субъектам торговой деятельности и товарам

Статья 31. Требования к субъектам торговой деятельности
1. Субъекты торговой деятельности при осуществлении своей деятельности обязаны:
1) продавать товар надлежащего качества, отвечающий требованиям безопасности;
2) продавать товар по параметрам, установленным соответственно условиями публичной оферты, договоров или иных сделок;
3) предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о качестве и месте происхождения товара, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, способах и правилах использования продукции, ее хранения, а в случае оформления искового заявления и прилагаемых к нему документов, представляемых в суд, также о местонахождении и иных реквизитах продавца или изготовителя (исполнителя);
4) размещать контрольно-измерительные приборы, поверенные в соответствии с требованиями государственной системы обеспечения единства измерений, в общедоступном месте торгового объекта;
5) в случаях возникновения сомнения у покупателя в массе и длине предоставлять ему возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи контрольно-измерительных приборов;
6) при продаже товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании, по требованию покупателя предъявлять ему сертификат соответствия (копию на бланках установленного образца) либо декларацию о соответствии;
7) применять контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в порядке и случаях, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан;
8) изъять из обращения товар, не отвечающий требованиям безопасности и нормам, установленным статьей 32 настоящего Закона, в том числе принять от потребителя проданный товар с возмещением его стоимости, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) выполнять предписания государственных органов, вынесенных в установленном порядке;
10) соблюдать иные требования, установленные законодательством Республики Казахстан.
2. Субъектам торговой деятельности, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, запрещается ограничивать доступ товаров в торговые сети или крупные торговые объекты, выражающийся в необоснованном отказе от заключения договора о поставке товаров либо в заключении договора, носящего заведомо дискриминационный характер и содержащего условия:
1) о запрещении заключать субъекту торговой деятельности договоров поставки товаров с другими субъектами торговой деятельности, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими субъектами торговой деятельности на аналогичных или иных условиях;
2) о требовании представления субъектом торговой деятельности, осуществляющим поставки товаров, сведений о заключаемых договорах с другими субъектами торговой деятельности, осуществляющими аналогичную деятельность.
3. Субъектам торговой деятельности запрещается нарушать установленный нормативными правовыми актами размер предельно допустимой розничной цены на социально значимые продовольственные товары, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона.
4. При нарушении пунктов 2 и 3 настоящей статьи субъекты торговой деятельности несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
5. В случае, если между субъектом торговой деятельности, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, и поставщиком заключается договор поставки товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговой деятельности, осуществляющему деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять календарных дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем десять рабочих дней со дня передачи таких товаров субъектом торговой деятельности, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов;
2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти и более календарных дней, произведенные на территории Республики Казахстан, подлежат оплате в срок не позднее тридцати календарных дней со дня передачи таких товаров субъектом торговой деятельности, осуществляющим деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов.
6. Оплата товаров в сроки, установленные пунктом 5 настоящей статьи, производится при условии исполнения субъектом торговой деятельности, осуществляющим поставку товаров, обязанности по передаче документов, относящихся к товарам, в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Республики Казахстан или договором.

Статья 32. Требования к товарам
1. Обращению на внутреннем рынке Республики Казахстан подлежат товары надлежащего качества, отвечающие требованиям безопасности и соответствующие нормативным документам, техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
2. Сведения о качестве товаров подтверждаются следующей информацией:
1) товарным знаком изготовителя;
2) страной происхождения товара;
3) о составе товара;
4) для продовольственных товаров - пищевой ценностью;
5) датой изготовления;
6) сроком хранения и годности;
7) указанием нормативного документа по стандартизации;
8) иными сведениями в соответствии с нормативными документами по стандартизации.
Информация о вышеназванных требованиях к качеству товара должна содержаться на этикетках, ярлыках, листах-вкладышах на казахском и русском языках.
Хранение и перевозка товаров должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранность их качества и соблюдение требований безопасности для потребления, в том числе соблюдение требований к предусмотренным условиям хранения в специально оборудованных помещениях, условиям перевозки в специально предназначенных для этих целей транспортных средствах, и в установленных случаях подтверждать соблюдение таких требований записями в соответствующих документах.
3. Запрещается осуществлять продажу:
1) товаров, изъятых из оборота;
2) товаров, ограниченно оборотоспособных, без получения специального разрешения;
3) подакцизных товаров, подлежащих маркировке в установленном порядке, без наличия на них акцизных марок или учетно-контрольных марок;
4) товаров, не соответствующих требованиям, установленным в пункте 1 настоящей статьи;
5) иных товаров, запрещенных к продаже законодательством Республики Казахстан.

Статья 32-1. Права субъектов торговой деятельности
1. Субъекты торговой деятельности вправе осуществлять торговую деятельность в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан.
2. Субъект торговой деятельности самостоятельно определяет:
1) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
2) ассортимент продаваемых товаров;
3) режим работы;
4) цены на продаваемые товары, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона.
3. Субъект торговой деятельности вправе вносить для рассмотрения в государственные органы предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъекта торговой деятельности.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 33-1. Контроль за ограничением доступа товаров в торговые сети и крупные торговые объекты
Контроль за ограничением доступа товаров в торговые сети и крупные торговые объекты осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О конкуренции».

Статья 33-2. Государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары
1. Государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары осуществляется местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в форме проверки.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

Статья 34. Разрешение споров
Все споры, возникающие в процессе государственного регулирования торговой деятельности, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Закона.
Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.


Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ


 

Возвратиться на предыдущую страницу